Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Содержание

Особенности развития детей 2-3 лет

Специфика развития и познания мира ребенком в два года

на Bebeshka.info » Развитие и обучение » Дети от 1 до 4 лет

6110 (32 за неделю) / 13.01.17 09:00

Все папы и мамы с интересом наблюдают, как подрастают их чада. До года темпы развития грудничков просто стремительные, а после двух лет они постепенно начинают замедляться.

Тем не менее, детишки продолжают обзаводиться новыми навыками, и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.


Возраст после двух лет одновременно характеризуется всё новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он демонстрирует строптивое непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире.

Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?

Вполне очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:

  • аккуратно есть;
  • обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
  • пользоваться носовым платком;
  • контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.

Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста выглядят весьма активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка.

Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо».

К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – малыши капризничают особенно сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.
Как правило, 2-3-летние дети могут:

  • выполнять простые просьбы взрослых;
  • использовать воображение для сюжетных игр;
  • лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
  • общаться на простейшем уровне с ровесниками;
  • распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.).

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Эмоциональное развитие

В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое.

Эмоциональное равновесие можно восстановить с помощью ритмической стимуляции – так называются игры со взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний, поглаживаний и т. п. С помощью этих игр можно также заниматься интеллектуальным развитием малышей.

Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у воспитателя с каждым его подопечным.

По этой причине огромное значение имеет период адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.
Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации.

Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.

1 Методики раннего развития детей

Раннее развитие детей – тема, интересная большинству современных родителей, которые хотят дать своему малышу как можно больше знаний и помочь ем …

Развитие речи

Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов. К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи.

Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.

К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч».

Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь.

Игровая деятельность

У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование. Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.

Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего».

Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки. В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным.

Воспитание детей 2-3 лет

Активизируется деятельность ребёнка, у него возникают свои желания, часто отличные от намерений родителей. Уговоры и, тем более, тактика принуждения оказываются уже неэффективными, в то время как желания малыша всё более очерчиваются. Теперь от родителей больше требуется уважение к праву чада на выбор, предоставление ему больших возможностей для самовыражения.

А «не те» интересы нужно умело поворачивать в нужное русло. У малыша просыпается самолюбие, появляется потребность в похвале, зарождается самостоятельность. Он из кожи вон лезет, чтобы похвастаться своими умениями, хочет выглядеть достойным и способным в глазах взрослых.

В этом возрасте очень важно поддерживать мотивацию познания и исследования окружающего мира, для чего нужно сформировать интересную среду для развития, отставив детям свободу деятельности в этой среде.

Нужно поддерживать попытки малыша наблюдать за чем-то интересным и помочь ему увидеть в этом самое существенное, а также ответить на неизбежно возникающие вопросы. Даже если от ребёнка нет вопросов, его к ним нужно ситуативно подталкивать.
Особый акцент следует сделать на развитие памяти и внимания, упорства в решении сложных задач, усидчивости.

Всем известна непоседливость 2-3-летних детей, но если их, не принуждая, чем-то заинтересовать, то этим путём можно добиться впечатляющих результатов. Направляя в нужное русло пока ещё бесцельную фантазию малыша, тем самым можно будет формировать навыки работы интеллекта. Научившись видеть в собственных действиях логику, малыш начнёт больше самого себя уважать.

Наглядно-действенная форма мышления становится основной – проблемные ситуации, возникающие перед ребёнком, он разрешает через реальное взаимодействие с предметами. Важно не «вдалбливать» в ребёнка факты, а воспитать в нём мотивацию для будущего самосовершенствования.


Поскольку 2-3-летние дети искренне открыты окружающему миру, то очень важно не отбить у них стремление познавать новое и учиться, наоборот, нужно всячески пестовать любовь к этому. Таким образом, взрослые могут подготовить плодородную почву для семян будущих знаний. Навыки и способности малыша нужно активно формировать.

В два года у ребёнка развивается логическое мышление и мелкая моторика. В три года важнее становятся развитие логики, освоение синтеза, причинно-следственной зависимости. Каждый из этих навыков становится камешком в интеллектуальном базисе малыша, ведь гармоничная личность не должна развиваться в одном направлении. Если в этот период что-то упустить в воспитании ребёнка, то уже в школе у него могут возникнуть проблемы.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/osobennosti-razvitiya-detey-2-3-let

Возрастные особенности познания мира

Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться вопрос о том, чем занять ребенка в том или ином возрасте, чтобы эта помощь была качественной и своевременной.

Груднички

Новорожденные и дети до 6-ти месяцев нуждаются во внимании и занятии с ними не только по обеспечению ухода и кормления, но и позволяющими изучать окружающий мир. Это необходимо для того, чтобы механизмы постижения новых знаний включались своевременно, и ребенок мог развиваться согласно своему возрасту.

Чем занять ребенка? Ответ на этот вопрос прост. Помогите ребенку познакомиться с тем, что его окружает. Груднички и дети до 6-ти месяцев еще не могут самостоятельно передвигаться и брать те предметы, которые их интересуют.

Важным является общение с родителями и изучение окружающего мира. Родители должны разговаривать с крошкой, рассказывать ему различные стишки и потешки. В кроватке на время бодрствования нужно разместить специально разработанные подвески и карусели.

Эти предметы нужно периодически заменять.

https://www.youtube.com/watch?v=NwcyQMO-hhM

Хорошо работает вкладывание в руку ребенка различных погремушек и резиновых игрушек, которые ребенок может потрясти и попробовать на вкус. Можно носить ребенка на руках, показывая ему окружающие предметы в комнате. Рассказывая и показывая ребенку обо всем, что он видит родитель стимулирует активность мозга, развивает слух и закладывает основу для будущей речи.

Именно в этом возрасте нужно начинать знакомить ребенка с музыкой.

Дети от 6 месяцев до года

Дети в возрасте от 6 месяцев до года уже умеют сидеть и начинают ползать по квартире, таким образом, самостоятельно расширяя зону для познания окружающего мира.

В этом возрасте на первое место для родителей выходит обеспечение безопасности познания. В доступе ребенка не должны находиться опасные, острые и хрупкие предметы. Все электрические приборы и электророзетки должны быть спрятаны или надежно закрыты.

Для этого возраста можно предложить следующие варианты, помогающие развивать ребенка:

  • Предложите ребенку поиграть с предметами домашнего обихода, рассказывая ему, как что называется. Акцентируйте внимание на том, для чего и как это используется.
  • Игрушки для ребенка должны быть разнообразными и безопасными. Наличие различной структуры и различных материалов в игрушках позволяет расширять сенсорное познание мира. Многочисленные цветовые решения положительно влияют на зрение. Можно предложить ребенку первые логические игрушки, но вероятнее всего он будет использовать их не по назначению.
  • Хорошим и относительно безопасным местом для ребенка будет манеж, но оставлять ребенка одного в комнате без присмотра нельзя.
  • В этом возрасте желательно предоставлять ребенку возможность исследовать комнату.
  • Выводить на прогулку в положении сидя, позволяя рассматривать все вокруг. Обязательно речевое сопровождение.

1-1,5 года

Дети в этом возрасте уже ходят и их исследования окружающего мира начинают обретать новые горизонты.

Для помощи в исследовании мира нужно обеспечить следующие условия:

  • Познакомить ребенка с разнообразными детскими книгами, которые будут изготовлены из прочных материалов и с крупными рисунками.
  • Среди игрушек ребенка должны появиться различные деревянные и пластмассовые кубики и конструкторы, несложные головоломки, всевозможные предметы для извлечения звука.
  • На прогулке с ребенком нужно давать ему возможность передвигаться своими ногами. Познакомить с различными предметами на улице, объясняя их предназначение.
  • Начать отмечать разницу в природных явлениях.
  • Познакомить ребенка с песочницей и играми в ней в теплую пору года, познакомить со снегом – в холодную.
  • В этот период хорошо освоить пальчиковое рисование.

1,5-2 года

Ребенок в этом возрасте уже активно передвигается и начинает активно пользоваться речью, указывая на предметы, которые желает изучить. Не стоит отказывать ребенку в его просьбе, а все хрупкие и опасные предметы лучше убрать от глаз ребенка.

Характерной чертой для данного возраста является попытка изучения высоты. Большинство детей пытаются залезть повыше, чтобы достать интересующий их предмет. В этом возрасте нужно быть внимательным, и не препятствуя познанию собственных физических возможностей, обезопасить познание.

В случаях, когда ребенок делает что-то заведомо опасное, необходимо досконально объяснить, что это опасно. В этом возрасте все те игрушки, которые были у ребенка раньше начинают использоваться по их прямому назначению.

Для развития нужно добавить следующее:

  • Тянущиеся игрушки и мячи прекрасно обеспечат ребенка практикой по развитию равновесия.
  • Актуальны и важны книги по возрасту.
  • Прекрасным развлечением будут занятия с водой.
  • Необходимо показать, каким образом нужно работать с конструктором и на образце объяснить его возможности.
  • На прогулке можно начинать изучать с ребенком свойства окружающих предметов, рассматривать мелкие детали и акцентировать внимание на природных явлениях.
  • Возможно применение пластилина и подобных материалов для развития творческого потенциала.

Старше 2-х лет

Для двух лет характерно уверенное управление движениями рук, что позволяет расширить набор игрушек и развивающих материалов. Ребенок большую часть времени проводит в движении, на что тратит большое количество энергии.

Условия для дальнейшего развития уже заложенных способностей:

  • Должны появляться игрушки для совершенствования навыка владения руками, для этого идеальны игрушки с функцией нанизывания небольших предметов, игрушки-вкладыши. Полезно познакомить со шнуровками и играми с мелкими предметами, но под постоянным присмотром взрослых.
  • При игре с кубиками необходимо показать возможность строительства из них различных конструкций.
  • Полезно показать ребенку игрушки, которые возможно разбирать на запчасти и собрать обратно.
  • Актуальны и полезны игры с водой и песком.
  • При прогулке важно предоставить ребенку возможность бегать и лазать по различным соответствующим возрасту горкам и лесенкам.

3 года

Этот период знаменует время бурного развития и огромных открытий. Ребенок много говорит и жаждет познать огромное количество знаний. Остро встает вопрос о необходимости социализации и общении со сверстниками. Ребенок может на некоторое время концентрировать свое внимание на интересующей его игре или занятии.

Для этого возраста можно использовать следующее:

  • Развитие творческих способностей через познание новых и закрепление старых навыков. Рисование красками и карандашами, работа с пластилином, можно начинать знакомить с оригами и ножницами для создания аппликаций.
  • Всевозможные игры с мячом прекрасно помогают ребенку закреплять физические навыки, а введение в обиход игр с мячом, которые при этом требуют задействовать мышление благоприятно влияют на общее развитие.
  • В этом возрасте у ребенка должны быть игрушки для ролевых игр, которые будут отображать человека или героя мультфильма.
  • Конструктор и другие материалы для конструирования.
  • Для теплого периода времени можно приобрести ребенку велосипед, беговел или педальный автомобиль.
  • Необходимо посещать различные детские спорткомплексы или же разместить в доме.
  • Обучение подвижным играм.
  • Игры со сверстниками или детьми немного старшего возраста.

4-6 лет

В этом возрасте ребенок уже полностью овладевает навыками общения со взрослыми и сверстниками. Наличие этого навыка обуславливает его стремление играть в компании. В этом возрасте идет становление знаний и ребенку подвластны новые сложные навыки: чтение и подготовка к письму.

В этот период важно рассказать ребенку практически обо всем, что его заинтересует. Обучить ребенка поиску необходимой информации посредством книг и начать подготовку к школе.

Родителям нужно обеспечить:

  • Сложные головоломки;
  • Книги по возрасту;
  • Занятия и игры на развитие логики, смекалки и математических способностей;
  • Игры и занятия для развития творческих способностей;
  • Сложные конструкторы.

Познание ребенком окружающего мира — это цельный процесс, который не останавливается ни на минуту. Обычный поход в магазин, прогулка или игра дома являются для ребенка прекрасным приключением, полным загадок и открытий. Позвольте вашему ребенку взять все те знания, которые его заинтересуют.

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/okruzhayushhij-mir/vozrastnyie-osobennosti-poznaniya-mira-detmi/

Формирование познавательных навыков детей в 3—4 года

Специфика развития и познания мира ребенком в два года

В период среднего дошкольного возраста происходит переход от неосознанных психических процессов к осознанным. Дети начинают намеренно и целенаправленно познавать новое, развивать мышление, логику, память.

Сущность познания

Познание — это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.

Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации.  Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что — нет.

Развитие познавательной деятельности дошкольников направлено в первую очередь на формирование умения и желания учиться.

Этапы развития познания дошкольников

Познавательное развитие имеет несколько стадий:

  1. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
  2. Любознательность — это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
  3. Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
  4. Познавательная активность — высшая стадия познавательного развития.

Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других — практический. Всё зависит от особенностей воспитания.

С момента появления на свет, ребенок начинает познавать мир. Задача родителей на этом этапе — сформировать благоприятную среду для развития их чада. Младенцу необходимо оказывать много внимания, демонстрировать свою любовь, развлекать его яркими игрушками.

В раннем возрасте (1-3 года) процесс познания связан только с практической стороной. Информация накапливается путём:

  • изучения окружающих предметов, которые ребёнок может потрогать;
  • участия в различных ситуациях;
  • личного наблюдения за разными событиями.

Чтобы стимулировать познавательный процесс ребёнка возрастом до 3 лет необходимо постоянное разнообразие и возможность свободного исследования.

В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей.

В качестве объектов выступают не только сами предметы (например, игрушки) и действия с ними (сжимать, складывать в коробку, нажимать на кнопочку, кидать), но и их свойства (цвет, форма, размеры и т.п.).

Малыш начинает сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные черты.

Когда ребёнку исполняется 4 года, процесс его познания переходит на более высокий уровень: речь становится одним из средств познания.

В 5 лет малыш уже может систематизировать и анализировать, обобщать, классифицировать и упорядочивать накопленные знания.

Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет

В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:

  1. Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности – попытки установить свои правила.
  2. Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.
  3. Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.
  4. Страхи. Порождаются богатой фантазией.
  5. Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.
  6. Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.

Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду

Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении.

Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов. Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: «Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны.

Эти жёлтые — нарциссы!» Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: «А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная».

В 5 лет ребёнок уже должен знать все буквы и уметь считать. Для развития познания необходимо:

  1. Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
  2. Играть в развивающие игры.
  3. Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
  4. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.

Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:

  • мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
  • мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
  • мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

Игровые упражнения для развития познания

Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:

  1. Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, «Колобок». Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
  2. Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
  3. Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
  4. «Найди отличия». Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
  5. «Аукцион». Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
  6. «Самый зоркий». Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
  7. Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.

Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное — это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/obshhie-navyki/formirovanie-poznavatelnyx-navykov-detej-v-3-4-goda.html

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Психологическое развитие младенца от рождения до года

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях.

Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы.

Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики.

В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира.

Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию.

В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект.

С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль.

С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития.

Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность.

Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку.

При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку.

Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь.

Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения.

Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы.

Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно.

Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Источник: https://viline.tv/moda/article/psihologiceskoe-razvitie-rebenka-na-vtorom-godu-zizni

☀ Развитие познавательной деятельности ☀ детей раннего возраста ☀

Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова.

Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников — схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Игра для малышей — основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

: Программа развития познавательной деятельности у малышей

Источник: http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-rannem-vozraste.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.