Раннее развитие детей

Содержание

Раннее развитие детей – за и против

Раннее развитие детей

Дорогие читатели, при рождении детей и внуков каждый из нас мечтает видеть их счастливыми, стремится развить их способности, дать им все, что в наших силах.

Столько сейчас существует разных методик по раннему развитию детей, столько замечательных материалов можно найти для этого.

Насколько стоит всем нам погружаться в эту тему, надо ли загружать своих детей с детства – вот об этом и будет сегодня у нас разговор.

Мы обсудим все плюсы и минусы раннего развития детей. Размышлять на эту тему будет ведущая рубрики Счастливый ребенок, которая не так давно открылась на моем блоге Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины! Желание дать своему ребенку наилучшее – это норма для любящего родителя.

Мы начинаем заботиться о наших крохах еще во внутриутробном периоде, защищая их от негативных эмоций, плохой экологии и излишней усталости мамы.

Мы поем им колыбельные и считаем дни до часа «Х», переживая, чтобы все прошло наилучшим образом и выбирая наилучшего помощника для появления малыша на свет. И вот кроха приходит в мир, такой родной, такой маленький и такой беззащитный…

Трудно описать словами то море нежности, которое захлестывает с головой родителей новорожденного. В этот миг они готовы сделать все на свете, лишь бы малыш был в безопасности, и с ним все было в порядке. Ведь он совершенно беззащитен!

Но вот проходит несколько месяцев, кроха подрастает и празднует свой первый юбилей – полгода. Он уже не тот беспомощный младенец, который приехал с нами из роддома! Малыш уже много чего умеет, многим интересуется.

С каждым днем его достижения становятся все более яркими и серьезными. И вот именно в этот период, до достижения крохой годовалого возраста, мамы обычно задумываются о вопросах раннего развития.

Ведь это модно, это на слуху, и каждый родитель старается не отставать в вопросах улучшения перспектив на будущее для своих детей, правда?

Методики раннего развития детей

Существует много различных методик раннего развития. Наверняка, вы знаете или слышали о методиках Монтессори, Зайцева, Домана, Лупан, Шичиды, Никитиных, Даниловой, вальдорфской педагогике и т.д.

Все они так ли иначе направлены на развитие личности ребенка в самом «нежном» возрасте. Ведь раннее развитие – это, по сути, интенсивное развитие способностей малыша в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).

В вопросе необходимости использования методик раннего развития мнения ученых часто расходятся.

Сами авторы методик и многие специалисты утверждают, что кроху просто необходимо развивать, к тому же достаточно интенсивно, не просто с рождения, но еще с перинатального периода.

Другие ученые заявляют, что у каждого ребеночка должно быть беззаботное детство, без всяких там «научных методик». Кто же из них окажется прав?

Основы развития малыша в раннем возрасте

Но, прежде чем перейти к доводам «за» и «против» раннее развитие, давайте немного вспомним, на чем же вообще строится развитие крохи в периоде от рождения до трех лет?

Главные изменения в жизни малыша в раннем возрасте происходят в трех сферах: предметная деятельность, крупная моторика и развитие речи. Давайте поговорим подробнее об этих сферах.

Предметная деятельность – это все множество манипуляций, которые можно проводить с предметами вокруг нас: складывать, перекладывать, разбирать, собирать, гладить, переливать, катать, стучать, закрывать и открывать, рвать, находить, опускать и поднимать и т.д. Благодаря таким действиям, малыш понимает, что все предметы в его окружении различны по составу, форме, размеру, материалу, цвету, назначению. Так формируется база дальнейшего развития интеллекта ребенка — наглядно-действенное мышление.Поэтому очень важно все объяснять ребенку, проговаривать, рассказывать назначения и функции предметов, их состав и отличия от других и т.д.

Хорошо вместе с ребенком рисовать, делать аппликации, заниматься конструированием – все это поможет ему осваивать мир предметов и развивать мелкую моторику.

Крупная моторика. Как только малыш становится на ноги, перед ним открываются огромные возможности для познания и изучения мира вокруг. Ведь в мире сколько всего такого, что можно пощупать, попробовать на вкус, дотянуться, изучить. И наша задача как родителей – дать малышу как можно больше объектов для изучения.

Развитие речи. Сложно переоценить важность речи в жизни малыша, правда? Ведь в большинстве своем благодаря ей кроха учиться взаимодействовать с другими людьми, получать новую информацию об окружающем мире, заявлять о своих потребностях.

Наилучшие пути развития речи – беседы с малышом обо всем на свете. О том, что он видит, что сейчас происходит, как это называется и что «это» делает. Со временем монолог превращается в диалог, когда мы задаем карапузу вопросы, и учим его отвечать на них. Сначала односложно, затем понемногу простыми предложениями и т.д.

Важно для развития речи вместе с малышом читать книжки, рассказывать и обыгрывать сказки, петь песенки и потешки, играть в пальчиковые игры.

И, если говорить в общем, методики раннего развития как раз и направлены на эти три главных сферы, и оперируют такими инструментами, как упражнения на моторику, сказки, различные игры, творческие занятия.

Раннее развитие детей: против

Итак, аргументы противников раннего развития:

Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка.

По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.

Временная и энергозатратность. Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени.

Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто.

Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.

Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов. Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!

Отсутствие перспективы в будущем. По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?

Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто.

Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют.

Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?

Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.

Конечно, со многими убеждениями «лагеря противников» трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.

Раннее развитие детей: за

А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников. Наверняка, им есть что сказать.

Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах.

То есть, параллельно с развитием познавательной области, очень важно уделять внимание эмоциональному развитию крохи, его общению со сверстниками и старшими, обучению карапуза бытовым навыкам. Все это очень пригодится ему в жизни.

Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.

И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.

К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.

Да, раннее развитие требует определенного времени. Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.

Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?

Новые условия жизни предъявляют нам новые требования. Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится.

Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое.

И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.

Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда. Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.

Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.

Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.

Раннее развитие не лишает ребенка детства. Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.

И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.

В общем-то, доводы и одной, и другой стороны звучат достаточно убедительно. А, значит, нам остается только одно – проверить все это на личном опыте. Без фанатизма в плане обилия методик и самобичевания за отсутствие систематических занятий. Просто пробовать и выбирать то, что подходит именно нам и нашим детям. Лично мне видится, что именно в этом таится разгадка.

Ведь главное – не подавить природную любознательность крохи, его жажду познания. А, значит, мы должны отвечать на все его вопросы. И тут уже вряд ли поможет какая-то методика. Только личный контакт с малышом, наши чувства и эмоции, действия и поступки. А также родительское чутье. Все это очень важно для наших деток. Ведь они все равно будут похожими на нас, правда?

Друзья, а что вы думаете по поводу раннего развития детей? Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком, и если да, то как?

Анна Кутявина.

Я благодарю Аню за тему. Хочу поделиться своим опытом воспитания наших дочек-близнецов. Конечно, я сама с ними очень и очень много занималась. Дочки очень рано заговорили, рано научились читать, запоминали все феноменально. Я покупала им очень много книг по раннему развитию.

Как же нам нравились всякие творческие и логические задания, нравились умные книги, игрушки. И очень нам запомнились уроки Фафали. Был такой персонаж. Я выписывала все диски с уроками от Фафали, и мы занимались по ним. И английский язык там был, и уроки рисования, и музыки, столько всего интересного.

До сих пор эти диски у нас сохранились.

Конечно, я пыталась приучить их и к занятиям музыкой. Но получилось, как говорится – сапожник без сапог. Я увидела, что это им неинтересно. Меня, как педагога они не воспринимали. Педагог, который нас учил, ставил слишком большие задачи перед детьми и мной. Упущу детали, но так получилось, что музыка им была неинтересна совсем. Хотя прикоснулись мы и к ней.

Зато я увидела их способность к рисованию, причем, у нас в семье никто не рисовал. Стали развивать это направление. И у одной дочки была заинтересованность в изучении языков. Конечно, это уже дальше, не самое раннее развитие.

И вот такой творческий потенциал все-таки не прошел мимо и дальше уже помог раскрыться в других областях. Так что я всегда говорю о том, что надо слушать наше сердце, разговаривать с детьми. Не идти слепо по пути воплощению в детях всех наших несбыточных желаний и мечтаний. В каждом ребенке есть талант.

Только надо его увидеть и услышать. И, конечно, по мере наших знаний, опыта, развивать все самое лучшее в детях.

Не так давно я публиковала статью на блоге Как воспитать одаренных детей. Это было мое интервью с одной очень интересной семьей. Для всех, кому интересна тема, приглашаю почитать статью.

И для души мы с вами послушаем сегодня выступление китайского пианиста Ланг Ланга с его учеником. Исполнят они Военный марш Шуберта.

Желаю Радости всем нам и нашим детям! И счастливого, гармоничного, яркого детства нашим детям и внукам!

Кинезиотерапия по Бубновскому — жизнеутверждающие движенияМаски для роста волос с горчицейЖелатиновая стратегия лечения волосСемена льна. Вавилонская пищаРомашки. Красивые фото цветовСкипидарные ванны Залманова

Источник: //irinazaytseva.ru/rannee-razvitie-detej-za-i-protiv.html

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?

Раннее развитие детей

2015-03-07

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся.

Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства.

Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%.

Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка.

И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась.

Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы.

Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное.

Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются.

Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи.

Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать.

 Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается.

    Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы.

    Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку.

     Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие.

    Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят.

    Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать.

    Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство».

Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте.

Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте.

Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития».

На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: //jili-blog.ru/rannee-razvitie-rebenka.html

Раннее развитие ребенка на втором году жизни

Раннее развитие детей

Рождение ребенка — огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения — для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи.

Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи), обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели — это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий. Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира.

Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет раннее развитие в тесной связи с родителями.

Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день — утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом — до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей — использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения, математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» — доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики — квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая — зеленая.

Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора — кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике.

С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам.

Недостаток методики — дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

Автор методики — кандидат медицинских наук М.В. Гмошинская, которая утверждает, что раннее развитие детей должно начинаться еще до года, с шести месяцев.

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» — методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное — уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.

Источник: //rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/rannee-razvitie-rebenka-na-vtorom-godu-zhizni.html

Раннее развитие | Москва, СВАО, м. Медведково, Бабушкинская, Детский центр Амадеус

Раннее развитие детей

  • Увлекательная программа, разработанная специально для малышей
  • Огромное разнообразие методического и игрового материала
  • Занятия проводит квалифицированный педагог-психолог!
  • Индивидуальный подход: в группах не более шести детей одного возраста
  • Доступные цены при высокой эффективности занятий!
  • Новый малыш может присоединиться к группе в любое время!

Педагог »

Статьи »

Галерея »

Расписание »

Цены, скидки »

Уважаемые родители! Мы не ставим целью «вылепить» из крохи вундеркинда (если только он уже не вундеркинд)! Задача раннего развития — способствовать гармоничному и всестороннему развитию Маленькой Личности, которая сочетает в себе

устойчивую психику и высокий эмоциональный интеллект,

хорошее общее развитие и устойчивую внутреннюю гармонию,

жажду познания нового, которая сохранится на долгие годы,

способность хорошо адаптироваться к перегруженному информацией миру.

Такие люди — не только самые успешные, но и самые счастливые!

Занятия по раннему развитию выглядят как игра, однако именно через игру мы поддерживаем и развиваем познавательный интерес ребенка! С ним играют, однако делают это именно таким образом, чтобы он познавал окружающий мир сам, и делал это активно! Именно этой цели служит разнообразие развивающих пособий, специально записанных музыкальных композиций, песенок, красочных игрушек.

В раннем возрасте особенно важно развивать малыша всесторонне! До двух лет физическое и умственное развитие связаны между собой особенно тесно. И ещё более важно правильно рассчитать нагрузку на каждого ребенка, не переусердствовать с его обучением!

Поэтому, пожалуйста, не сравнивайте своего ребёнка с другими! Каждый малыш индивидуален: темпы развития и “периоды прорыва” у каждого свои!

Важнейшим компонентом развития в раннем возрасте является “радость узнавания”. Поэтому просьба к родителям: отнеситесь с пониманием к тому, что некоторые задания, композиции, игры будут повторяться из занятия в занятие! Это необходимо!

Залог успешного развития ребёнка в будущем — его гармоничное, всесторонее развитие в раннем возрасте. Совсем маленькие дети, как правило, “талантливы” очень во многом, и наша задача — сохранить эту многогранность как можно дольше!

Наконец, раннее развитие — это не какое-то новое веяние, которое может входить в моду и выходить из неё. Это целое направление, находящееся на стыке наук! Оно основывается на трудах многих психологов и многолетнем опыте педагогов.

Педагог »

Статьи »

Галерея »

Расписание »

Цены, скидки »

На самом деле, конечно же, можно купить программу для раннего развития, обучиться методикам, закупить всё необходимое для занятий и действительно заниматься с ребёнком дома… Но раннее развитие в детском центре действительно имеет неоспоримые преимущества! Вот лишь некоторые из них:

  • Занятия проводятся в группах: у родителей всегда есть возможность видеть, как развиваются другие дети, общаться с родителями малышей того же возраста — и всё это проходит в очень уютной обстановке!
  • Группы небольшие, благодаря чему всегда используется индивидуальный подход.

    Родителей всегда поймут, учтут особенности каждого малыша, позаботятся о том, чтобы раннее развитие было именно всесторонним.

  • Готовые тематические пособия — не нужно ничего искать, ездить, покупать, не говоря уже о проблеме места в квартире.

    Кроме того, дети растут быстро, а хорошие развивающие игрушки стоят прилично!

  • С малышами работает действительно высококлассный педагог-психолог.

    Всем известно, что главным фактором, влияющим на решение родителей, является именно личность педагога!

  • Заряд любви к детям, человечности и внимания от хорошего педагога создаёт атмосферу “выхода в свет”, маленького праздника! Ведь это так важно для многих — прийти туда, где тебе рады!

Приглашаем вас убедиться в этом!

На занятиях по раннему развитию используется уникальная комплексная программа детского центра “Амадеус”, включающая элементы различных педагогических методик (Монтессори, Дьенеш, Зайцев) в оптимальном соотношении.

Каждое занятие по раннему развитию разбито на небольшие блоки двух видов – познавательные и музыкальные. Их чередование позволяет малышам не уставать, сохраняя живой интерес в течение всего занятия. С детьми работает опытный, квалифицированный детский психолог.

Занятие включает множество игр, направленных на развитие мелкой и крупной моторики, памяти, внимания, мышления. Дети активно знакомятся с окружающим миром, развивают речь и формируют простейшие математические представления. В конце занятия малыш и мама часто делают оригинальную поделку, которую можно унести с собой и сохранить на память.

Статьи »

Галерея »

Расписание »

Цены, скидки »

Музыкальные блоки создают у ребёнка сильный положительный эмоциональный отклик на музыку, закладывают основы эстетического развития с самого раннего возраста.

Эта часть включает подвижные, пальчиковые и ролевые развивающие игры, простейшие танцевальные движения, игру на детских (шумовых) музыкальных инструментах и многое другое.

Музыкальные блоки выполняют задачу укрепления психики ребёнка, создания у него прочной внутренней гармонии.

Занятия по раннему развитию проходят в просторном и уютном зале. Разнообразие игрового и методического материала делает их яркими и запоминающимися. Хотим обратить ваше внимание на то, что в каждую группу принимается не более шести детей. Это значит, что педагог сможет уделить должное внимание каждому малышу и каждому родителю!

1. Позвонить по телефону
8-905-768-98-17 – и наш администратор расскажет обо всех интересующих Вас курсах и запишет в группу.

2. Написать нам в форме обратной связи на сайте: можно указать Ваше имя, контактный телефон и возраст ребенка, а также время, удобное для звонка. Мы Вам перезвоним.

3. Написать письмо на электронную почту – amadeuscentr@gmail.com или на “старую” версию – studio.amadeus@yandex.ru.

В наши дни о раннем развитии детей слышали, пожалуй, все. Однако мало кто может объяснить, что же это такое — раннее развитие. И основные возражения родителей связаны как раз с недостатком информации и происходят они из обычных родительских страхов. Они очень просты и всем известны.

  • «Зачем отнимать у ребенка детство?». А почему вы решили, что его отнимете? На дворе не голодные двадцатые и не тяжкие сороковые прошлого века. Попробуйте-ка усадить годовасика за парту и заставить … да хотя бы рисовать или лепить, если он этого не хочет. В первые годы жизни малыш стремится ко всему новому совершенно естественно. Раннее развитие не только не отнимает детство: оно наполняет его радостью!
  • «Меня вот воспитывали без всяких ранних развитий — и что я, хуже?» … «Пусть у меня будет нормальный ребёнок, без всяких новомодных штучек!». Вы не поверите, но в Америке в своё время тоже так думали … правда, не все. И сейчас в США общество разделено на «средних американцев» и умных, очень умных людей. Вторые управляют первыми. Раннее развитие — это стратегическая «фишка» народа! Сейчас над методиками раннего развития работают учёные всего мира. Повторюсь ещё раз: цель раннего развития — не «вылепить вундеркинда», а развить гармоничную Маленькую Личность с устойчивой психикой и живым интересом к обучению!
  • «Умные дети часто неуравновешенны…» А в чём вы эту уравновешенность измеряли? Количество информации в мире всё время растёт и от её потока голова идёт кругом не только у детей. Наша задача — адаптировать ребёнка к перегруженному информацией миру. Раннее развитие вырабатывает у малыша желание усваивать всё новое, даёт ему внутреннюю гармонию, стабилизирует его психику. Как обычно ведёт себя человек сразу после возвращения с моря? Вы заметили, что он выходит из себя намного реже, чем перед отпуском? Вот похожая устойчивость малыша и является одной из целей раннего развития! Устойчивая психика ребёнка и его душевная гармония — это могучий фундамент, на котором можно потом строить и крепость спортивного духа, и небоскрёб интеллекта, и вообще всё что угодно! Именно на гармоничное развитие ребёнка направлена наша методика.
  • «Мне лень». Не многие способны признаться в этом. К сожалению, именно эта причина зачастую является главной.

Раннее развитие детей можно сравнить не с регулярной покупкой хлеба в магазине, а с вложением денег в строительство пекарни. Главное – не переусердствовать и подготовиться в будущем отвечать на многочисленные вопросы маленького почемучки, многие из которых могут не соответствовать его возрасту.

Главный результат раннего развития – это не вундеркинд, которым будет гордиться семья. Это ребёнок, который ещё в течение многих лет не утратит устойчивого желания постоянно обучаться чему-то новому.

На дорогостоящих тренингах личностного роста «специалисты» пытаются «включить» это свойство снова … изредка у них это получается.

А ведь куда проще «застраховать» малыша от такого «закостенения» в самом раннем возрасте! Естественно, почти без усилий и с удовольствием! К 8 месяцам мозг ребенка насчитывает около 1000000000000 нервных связей, а потом многие из них начинают стремительно исчезать. Почему? Да потому что мозг развивается по принципу «используй или потеряешь». К шести годам мозг формируется полностью, и почти половина этих связей теряется. И самый верный способ сохранить мощный потенциал мозга – это всестороннее развитие до шести лет.

Раннее развитие – не строительство дома, а закладка фундамента. Многие «патриархи» раннего развития – Глен Доман, Масару Ибука, Сесиль Лупан, Николай Зайцев, Евгения Тропп и другие – не любили слово «раннее». Какое же оно «раннее», когда оно как раз своевременное? Кто начинает строить дом, не закончив толком фундамент?

Развитый ребёнок живёт в гармонии с самим собой, с семьёй, самостоятельно стремится познавать мир, узнавать что-то новое. Это его свободный выбор, а не плоды знакомства с папиным ремнём. А вот сверстникам очень трудно принудить его делать то, чего он не хочет. Иными словами, растёт Маленькая Личность, которая уже может самостоятельно делать выбор.

Напоследок – ещё один повод задуматься для противников всего «новомодного».

Помните выражение «впитать с молоком матери»? Что мы вообще знаем о том, как воспитывали малышей 100 лет назад? В любом случае, то, что заложено в наш «личный фундамент» в самом раннем детстве, останется нерушимо всю нашу жизнь.

Мы можем потом ничего не делать для развития какой-то способности, полученной в раннем детстве, она всё равно останется с нами на всю жизнь.

Когда я был маленьким мальчиком и мы жили в коммуналке, отец сделал мне в углу турник и съёмные качели. На стене висела разноцветная политическая карта мира. Читать я тогда не умел, но уже понимал названия цветов и умел раскачиваться.

Это была великолепная игра: «я достал до Бразилии … я попал в Мексику … а вот Африка …». Позже, в школе, у меня никогда не было проблем с географией. С вестибулярным аппаратом – тоже.

Этот пример, конечно, не относится напрямую к методикам раннего развития, но разве я виноват, что в 80-е годы в нашем городе не было детских центров?

С уважением, руководитель детского центра “Амадеус” Алексей Сергеевич Шигаев

Источник: //studio-amadeus.ru/zanyatiya/rannee_razvitie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.