Наказание детей: за и против

Содержание

Наказание детей — аргументы «За» и «Против»

Наказание детей: за и против

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей.

О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей.

Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Наказание детей — аргументы «За»

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е.

зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие).

А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:
  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой—либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме.

Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью.

И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей — аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка.

Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение.

К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

https://www.youtube.com/watch?v=euE2cnU5CZY

Читайте так же Мотивация через наказание может не работать

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е.

в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет».

Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы.

А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех.

Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

Источник: https://ChtoiKak.ru/nakazanie-detej-argumenty-za-i-protiv.html

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Наказание детей: за и против

Такая сложная проблема как физическое наказание имеет множество причин и последствий. Наказывать детей, наверное, нужно в некоторых случаях, но ведь можно легко обойтись и без рукоприкладства.

Многие родители, которые применяют такой вид наказания, аргументируют свои действия тем, что их в детстве тоже били и ничего плохого не случилось.

Такая сомнительная «семейная традиция» похожа на средневековую экзекуцию и ни к чему хорошему не приведет.

Жестокость по отношению к своим детям не имеет ничего общего с воспитанием, по крайней мере, с ожиданием положительного результата.

Родители даже не задумываются, что их ребенок не просто получает ремня или подзатыльник. В такие моменты в детях воспитывается обида, страх, ненависть, злость и желание отомстить.

Современные папы и мамы ведут себя так по отношению к своим детям по нескольким причинам:

Плохая наследственность

Чаще всего эти родители в детстве тоже постоянно подвергались физическому насилию со стороны взрослых. У них остались детские обиды, которые теперь вымещаются на своих малышах. Большинство пап и мам даже не пытаются задуматься о других способах и методах воспитания. Этот метод они считают наиболее действенным и единственно правильным.

Нежелание родителей заниматься воспитание детей

Вырастить доброго, послушного, воспитанного и образованного ребенка – это тяжелый и кропотливый круглосуточный труд. Многие родители не готовы часами беседовать и играть со своим малышом, читать с ним книжки, рисовать, учить петь или танцевать. У таких взрослых нет желания заниматься своими детьми. Им гораздо проще ударить ребенка, чем поговорить по душам.

Неграмотность в процессе воспитания

Большинство родителей применяют физическое наказание, когда словесные аргументы заканчиваются.

Такие мамы и папы просто не умеют воспитывать детей и не пытаются заняться самообразование в этом вопросе. Они не знают, как вести себя с активным ребенком, который просто требует к себе больше внимания.

Незнание элементарного в вопросах воспитания приводит родителей к безысходности, а потом и к ремню.

Родители-неудачники

Такая категория людей постоянно ощущает на себе чье-то влияние и давление, а иногда и унижение. Это может быть кто-то из руководства на работе, ворчливая и властная жена или имеющие превосходство в каких – то вопросах приятели или коллеги по работе.

Такие люди не могут спорить с теми, кто выше его (по характеру, по интеллекту, по возрасту, по чину и т.д.). И вот под руку попадается беззащитный ребенок, на котором и вымещаются все обиды, злость и свое бессилие.

Отец, который видит страх и слезы в глазах своего ребенка, словно самоутверждается, показывает свою силу (хоть где-нибудь) и могущество.

Нарушения психического здоровья

Есть категория родителей, которым как лекарство необходимо физическое наказание детей. Причем лекарство для себя. Так они получают моральное удовлетворение, а потом жалеют и обнимают своего ребенка, даже плачут вместе с ним. Эти люди не здоровы и нуждаются в лечении у невропатолога, психолога или даже психиатра.

Что является физическим наказанием?

Физическое наказание – это желание продемонстрировать свое значение, силу и превосходство. Его цель – сделать кому-то больно, унизить, оскорбить и подчинить своей воле. Ко всему этому относятся не только подзатыльники и шлепанье ремнем.

Такого вида наказаниями считаются и стояние в углу, грубое дерганье за одежду или части тела, кормление ребенка против его желания или отказ в кормлении, молчаливый бойкот и применение вместо ремня любого предмета, который попадется под руку (например, тапок, полотенце, скакалка и т.д.).

Чаще всего такого вида наказаниям подвергаются дети младшего возраста. Они еще настолько беззащитны, что не могут противостоять такой агрессии и подчиняются взрослым, накапливая в душе негативные эмоции.

Повторяющиеся физические наказания вызывают у ребенка «привыкание» и терпение к этой безысходности. Он продолжает не слушаться маму и папу, что приводит все к более жестокому отношению к себе.

Так в семье формируется своеобразный круговорот насилия.

Последствия физических наказаний

  • Постоянное ожидание наказание, страх и боязнь боли может привести к нервному расстройству (неврозу).
  • Ребенок с проблемами нервной системы испытывает трудности в общении со сверстниками, в нахождении в коллективе, а в дальнейшем и в создании полноценной семьи. Невроз негативно влияет на карьерный рост и самоутверждение.
  • Дети, которые подвергаются насилию со стороны взрослых, усваивают правило «Кто сильнее, тот и прав». Став взрослыми, такие дети воплотят свое «право» в жизнь, при этом им будет трудно избавиться от множества комплексов и низкой самооценки.
  • Возможна задержка развития ребенка – речевого, умственного, психического, физического, эмоционального.
  • У таких детей рассеянное внимание, слабая память, низкий уровень мышления и небольшой словарный запас.
  • В девяти семьях из десяти такие дети, став родителями, тоже будут избивать своих малышей.
  • Девять особо жестоких преступников из десяти в детстве подвергались физическому наказанию.
  • Регулярные избиения и жестокие наказания вызывают в детях постоянную тревогу и страх, что мешает учебе и создает множество проблем с учителями и сверстниками.
  • Родители должны задуматься о так называемом «законе бумеранга». Каждый раз, поднимая руку на своего ребенка, подумайте, что он вырастет, а вы постареете и утратите былую силу. Ваш малыш постепенно будет отдаляться от вас и замыкаться в себе, оставаясь наедине со своими бедами. Став взрослым, он вряд ли поможет старикам – родителям, скорее наоборот, создаст множество проблем.
  • Дети от таких родителей уходят в никуда. Они готовы жить в подвалах, находиться в плохих компаниях, пить и курить, принимать наркотики лишь бы снова не подвергаться избиению. Некоторые дети пытаются свести счеты с жизнью.

Детей бить нельзя. Есть альтернатива наказанию

  • Выясните у ребенка, чем он хочет заниматься, о чем мечтает. Переключите его внимание на интересное занятие, игру, книгу, прогулку или совместное семейное развлечение.
  • Каждому малышу необходимо внимание и забота, ласка и объятия близких. Прижмите легонько ребенка к себе, пусть он почувствует, что его любят. Проведите вместе с ним пару часов, не поглядывая на часы и не торопясь по своим делам.
  • Наказывайте запретами на развлечения – поход в кино, просмотр телепередачи, компьютерная игра, запланированная прогулка или встреча с друзьями.

Запомните, нет ни одной причины, по которой можно поднимать руку на ребенка!

Можно ли наказывать ребёнка? – Доктор Комаровский (видео)

Источник: https://babymir.net/bit-ili-ne-bit-rebenka-posledstviya-fizicheskogo-nakazaniya-detej/

Почему нельзя бить детей: 5 страшных последствий физических наказаний и 5 способов наказывать правильно

Наказание детей: за и против

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.

В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

А есть ли альтернатива?

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

  1. Прежде всего, выясните мотив поступка. Вероятно, причиной разборки дорогого фотоаппарата стало не желание испортить вещь, а стремление изучить её устройство. В таком случае можно избежать наказания, достаточно просто поговорить с ребёнком и объяснить ценность некоторых предметов.
  2. Попробуйте лишить своё чадо какого-либо удовольствия. Только перед этим необходимо разобраться, что для ребёнка действительно важно. Малышу можно запрещать смотреть мультик или играть в компьютер (на короткий промежуток времени). Подростку больше подойдёт ограничение общения с ровесниками.
  3. Если малыш чрезмерно агрессивен или импульсивен, его можно оставить одного в помещении без игрушек, книжек, компьютера на несколько минут. Этот метод ещё называют тайм-аутом. Конечно, оставлять детей в чулане или тёмной комнате нельзя.
  4. Ещё один способ сложно назвать наказанием, скорее, это метод эмоционального воздействия. Большинство детей не осознают, что плохими поступками делают больно родителям. Как вариант – показать, насколько недавнее поведение вас расстроило.
  5. Приучайте ребёнка нести ответственность за поступки. Получил «неуд» по истории? Исправляй. Разукрасил фломастером стол? Будь добр, очисти столешницу. Многие дети даже не считают подобные меры «карательными», напротив, у них начинает формироваться ответственное поведение.

Более подробно о том, как правильно наказывать ребёнка, читайте в статье детского психолога. Эта информация поможет узнать основные правила конструктивного наказания.

Ещё одна полезная статья, в которой подробно рассказывается о том, как вести себя родителям, если ребёнок не слушается.

Каков вред компьютерных игр для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет.

Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/pochemu-nelzya-bit-detej

Наказывать или нет

Наказание детей: за и против

Свое мнение «ЗА» наказания высказывает Мария Гуданова, член Международной ассоциации консультантов по естественному вскармливанию.

Слово «наказание» ассоциируется у многих с агрессией, с действиями безжалостного судьи, выносящего приговор обвиняемому, и со слезами малыша, в чьем сердце растет ненависть к наказывающему.

Родитель в подобной роли чувствует себя неуютно, поэтому избегает наказывать ребенка. А зря! Потому что наказание детей — это ни в коем случае НЕ насилие и надругание над ребенком.

Смысл этого слова хорошо раскрывается через его грамматический корень — «наказ». То есть назидание, вразумление, наставление и указание вектора действий.

Мы хотим передать детям не только нормы выживания, но и культуру, знания, умение работать, нравственность и правила поведения в социуме. И наказание детей — лишь один из воспитательных приемов наряду с объяснениями, обучением, уговорами, сочувствием и поддержкой, переключением внимания, разрешением самой жизни преподать урок ребенку и т. д.

Какой из приемов использовать — решать родителям. Лишить сладкого дошколенка, съевшего без разрешения конфеты, дать пощечину подростку, оскорбившему мать, — наказания, без которых порой трудно обойтись.

Это неизбежные действия взрослых в ответ на неприемлемое (а иногда и опасное) поведение ребенка.

А вот если малыш топчет цветы на газоне, лучше крика подойдут объяснения, что цветам больно, что они готовились к лету, росли и хотят подружиться с нами.

Важно ориентироваться на эффективность наказаний в достижении главной цели воспитания, а также на возрастные возможности ребенка. Бессмысленно призывать к тишине в доме годовалого кроху.

Или уговаривать трехлетку не бежать на красный свет — нужно крепко держать его за руку. Поздно приводить в пример других людей, когда ребенок уже попал в беду.

Глупо требовать от дочери порядка в комнате, если мамина косметика разбросана по всему дому.

Наказание детей: полезная зависимость

Наказания работают только в совокупности с остальными воспитательными приемами. Без них наказания лишь разрушают отношения между поколениями. Ведь в основе отношений — любовь и привязанность ребенка к родителю.

Ребенок «запрограммирован» зависеть от тех, кто о нем заботится, брать с них пример, искать у них оценку своих поступков. В ситуации доверия растить малыша — удовольствие, а наказания становятся редкими, но строгими ограничителями нежелательных действий.

Как только отношения нарушаются, дисциплина страдает, ребенок перестает слушаться. Именно привязанность и любовь обеспечивают успех воспитания.

Наказывая, мы надеемся изменить нежелательное поведения малыша. Но еще одной из важнейших целей наказания является ПРОЩЕНИЕ. Примирение с родителем и отмена наказания. Попросив прощения, мы раскаиваемся в содеянном, хотим жить дальше, как будто ничего плохого и не было, даем обещание «больше так не делать».

Нужно учить ребенка просить прощения! Давать ему возможность осознать «нехорошесть» своих действий и самому пожелать навсегда избавиться от них! О том, как овладеть родительским искусством, рассказано в книгах Г. Ньюфелда «Не упускайте ваших детей» и Л.

Петрановской «Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения».

Наказание детей: какие методы работают?

Степень наказания важно соотносить со степенью проступка ребенка и его возрастом.

До трех лет подойдут демонстрация огорчения, исправление последствий. При истерике можно крепко держать кроху в объятиях до полного успокоения.

Для детей постарше вразумление — временный запрет на игры. Смело лишайте малыша вещей, вредных для здоровья: компьютерных игр и позднего отбоя.

Более строгие наказания — ограничение подвижности («Посиди подумай о своем поведении»), кратковременная изоляция в отдельном помещении и лишение встреч с друзьями. Часто жизнь сама наказывает нас, демонстрируя всю пагубность последствий наших поступков.

Важно готовить детей к взрослой жизни, учить избегать нежелательного поведения, помогать ценить мирные и глубокие отношения между людьми.

Наказание детей: МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Свое мнение «ПРОТИВ» наказаний высказала психолог Вита Малыгина

Лично я не наказываю детей. Я и психологом стала, чтобы с полным правом на основе полученных знаний утверждать: в наказании детей нет смысла!

Наказание детей как средство воспитания практикуется тысячи лет. Но мир как был, так и остался несовершенным.

Детей наказывают и наказывают, дети бесчинствуют и бесчинствуют, а многие взрослые все равно, не боясь наказания и в надежде, что на этот-то раз точно пронесет, все нарушают и нарушают законы… Получается, наказание не исполняет воспитательную функцию.

Но некоторые родители все еще верят, что с помощью наказания можно что-то исправить, привить, от чего-то уберечь или предостеречь, чему-то научить.

Наказание детей: естественные последствия

Прежде чем отговаривать вас от наказания, подчеркну: наказание наказанию рознь. Даже в разных словарях смысл этого слова объясняется несколько по‑разному…

Читаем у Брокгауза и Эфрона: «Наказанием в самом общем смысле называется внешнее последствие, связываемое с нарушением запрета или приказа и составляющее для нарушителя чувствительное зло, принуждение, направленное против его воли». А вот в толковом словаре Ушакова: «Наказание — это взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу на того, кто совершил преступление или проступок; кара».

Мне кажется, наказание, о котором идет речь в определении Брокгауза и Эфрона, в родительской практике существует как «наказание естественными последствиями». Если ты не собрал игрушки вовремя, то естественно, что нам осталось меньше времени на прогулку.

Если ты вечером долго не хотел идти спать, то читать мы будем не две главы, а одну, потому что надо лечь вовремя. Вот в такой форме наказание детей даже неизбежно именно потому, что у поступков всех людей есть свои следствия.

Даже если отношения с ребенком строятся на основании договора, то, если малыш свою часть договора нарушает и родитель не исполняет свою, это и будет наказанием. Оно позволит детям получать опыт и учиться на собственных ошибках.

Наказание детей: бессмысленные запреты

В определении из словаря Ушакова речь идет о наказании, которое налагает некто, имеющий право, власть или силу. На практике: детей ставят в угол, не пускают гулять, запирают в одиночестве, запрещают смотреть мультфильмы или общаться с друзьями… И вот этот вид наказания кажется мне бессмысленным, ненужным и даже вредным. Почему?

Позиция человека, который наказывает, исходя из своего положения власти и силы, опасна и вредна для любых отношений, а тем более для отношений между детьми и родителями.

Если у меня в руках безраздельная власть над жизнью другого, я рискую потерять контроль над своими эмоциями, теряю способность отличать свои враждебные импульсы от чувства справедливости.

Родители — обычные люди, они не застрахованы от всего этого.

Главное умение, которое оттачивает ребенок, если его воспитывают с помощью наказания, — это умение обманывать, скрывать свои намерения и хитрить. Ибо любой человек стремится избежать неприятного, обидного, болезненного. Если вы хотите научить детей лгать, перестать им доверять и потерять их доверие, то наказание детей как раз хороший способ этого добиться.

Редко кто из детей встречает наказание, так сказать, с открытым забралом.

Но и в этом, мне кажется, нет ничего особенно хорошего: получается, что человек заведомо готов терпеть некие действия, которые нарушают его психологическую (или даже физическую) целостность.

Получается, что малыш привыкает считать, что такое насилие — норма. И тогда он становится уязвимым для любого, кто объявит себя царем горы или просто царем.

Если вы хотите, чтобы в будущем любой, кто объявит себя главным, смог вертеть вашим ребенком по своему усмотрению, то наказывайте сколько хотите и добьетесь результата.

Наказание детей избавляет от ответственности. Всегда есть высшая сила, которая знает, что со мной делать, если я нарушаю правила, если я делаю что-то недопустимое.

Вот пусть эта высшая сила и заботится о том, чтобы контролировать меня. А если этой силы вдруг в какой-то момент не окажется рядом, тогда-то я уж развернусь во всю ширь — ведь наказывать меня некому.

Если вы планируете вырастить безответственного человека, то наказывать его надо как можно чаще.

Наказание детей: внимание!

Дать ремня? Физическим наказаниям — однозначное «нет»! Они порой очень эффективны. Однако их действенность вызвана всего лишь глубоким страхом, который формируется у ребенка по отношению к родителю. А страх, как известно, уничтожает любовь и привязанность. Прибегая к физическим мерам, мы совершаем ошибку и никогда не достигнем главной цели воспитания.

Наказание детей: без смысла

Наши эксперты придерживаются разных точек зрения. Но сходятся в том, что если в одних случаях не обойтись без наказаний, то в других можно навредить ребенку и отношениям с ним больше, чем исправить положение.

Мария Гуданова подчеркивает, что есть наказания, которые однозначно бессмысленны

  • Наказания, унижающие достоинство ребенка или создающие у него комплекс неполноценности: насмешки и публичные выговоры.
  • «Назначенные» под горячую руку, когда родитель одержим гневом, досадой или раздражением: они всегда строгостью превосходят реальную степень проступка маленького человека.
  • Наказания, которые разрушают отношения привязанности: ведь это как взрослым надо постараться, чтобы беззаветная влюбленность малыша в папу и маму переросла в подростковую ненависть к ним!
  • Действия, вызванные неадекватными ожиданиями родителей от детей: ребенок не в состоянии выполнять то, что от него требуют, и наказание окончательно заводит его в тупик.
  • Наказания, лишающие детей полезных занятий (совместное чтение, прогулки, разговоры).
  • Те, что выбирает сам ребенок («Будешь плохо засыпать — не почитаю книжку» или «Будешь капризничать на площадке — уйдем домой»). Во‑первых, малыш не всегда способен заранее оценить степень негативности объявленного родителем наказания; во‑вторых, взрослые заранее как бы программируют ребенка на ошибку в поведении; в-третьих, у малыша появляется иллюзия, что он управляет поведением родителей («Сделаю так — они должны будут поступить этак») и вообще является полным хозяином своей жизни.

Вита Малыгина выделяет важный момент, доказывающий бессмысленность наказаний

Человек привыкает ко всему, в том числе и к наказанию. Чтобы оно хоть как-то действовало на опережение, необходимо, чтобы ребенок наказания страшился. Но привычное не страшит, привычное можно пережить.

А это значит, что для достижения ожидаемого эффекта придется снова и снова придумывать новые наказания и увеличивать их интенсивность.

Готовы ли вы к этому? И, положа руку на сердце, стоят ли этого ваши добрые отношения с детьми?

Результаты опроса сообщества moy-rebenok.ru

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/18276-nakazyvat-ili-net/

Физическое наказание детей — за и против

Наказание детей: за и против

Марина Белоусова
Агент по туризму и страхованию. Главный редактор сайта.

Физическое наказание стало нормой воспитания детей. С детских площадок то и дело слышно: “Сейчас как дам больно!”  Быть шлепнутым по попе – это такой же привычный атрибут раннего детства, как кушать кашу на завтрак или лепить куличики в песочнице…

На вопрос “Бьете ли вы ребенка” почти каждый воскликнет: “Нет, это непедагогично!” Но оглянитесь вокруг – мамы, папы и бабушки с легкостью раздают “подпопники”, не обращая внимания на возмущенный рев малышей.

Обсудим физическое наказание детей – все за и все против.

Физическое наказание как модель насилия

Давайте разберемся, за что чаще всего ребенок подвергается физическому наказанию. Нередко мы слышим на детской площадке или в магазине от родителей: “Сейчас как дам больно!”. За что бью детей? Например, за то, что ударил другого малыша на детской площадке.

Дабы знал, каково это, когда тебя бьют, и прекратил драться.

Однако на деле вы физическим наказанием добьетесь обратного эффекта – малыш поймет лишь то, что бить человека можно! Его же шлепнули по попе или по рукам, значит, такая модель поведения родителями разрешена, и насилием можно добиваться своего!

Правильнее будет, если вы уведете маленького драчуна с площадки, пока он не обидел еще кого-то. Лишить его прогулки и общения со сверстниками – такой ваш шаг произведет на него гораздо большее впечатление, чем физическое наказание.

Идя домой, скажите ему, что вы понимаете, почему он вступил в бой с другими детьми (взяли без разрешения игрушку, толкнули и т.д.), однако нужно научиться выражать свои эмоции словами, как вы сейчас.

Вы любите его и хотите, чтобы он вел себя разумно.

А теперь “пятиминутка”!

Если ребенок совершил нечто, заслуживающее, по вашему мнению, наказания, не срывайтесь в крик и шлепанье любимой попы. Возможно, малыш просто не совладал с собой, расшалившись. Дети не всегда способны контролировать свои действия и могут в запале разбить бабушкину вазу, не желая того, без злого умысла.

В подобных ситуациях правильнее будет устроить “тайм-аут”, а не физическое наказание, нужно дать ребенку побыть некоторое время в тишине и покое, чтобы его еще формирующаяся нервная система смогла вернуть себе равновесие. Посадите его на стул, дабы он пять, максимум десять минут посидел смирно, отдышался и, возможно, когда станет старше, еще и подумал о своем поведении.

Такие “пятиминутки” – отличный способ научить ребенка внутреннему самоконтролю. Похвалите его, если он сам придет к выводу, что был неправ. А вот если вы предпочтете нашлепать ему по первое число, ваше чадо так и не сможет научиться самостоятельно различать “что такое хорошо, а что такое плохо”, ему всегда нужен будет надзиратель извне.

Что скажут люди?

Удивительно, но факт – физическое наказание чаще происходит прилюдно, нежели дома. Присутствие посторонних людей вовсе не напоминает им, что нужно вести себя прилично в обществе, а наоборот, подначивает прекратить нежелательное поведение ребенка силовым решением, да еще под комментарии присутствующих: “Как не стыдно! Такая большая девочка, а капризничаешь!”

Между тем, кто как не вы должен знать, почему ваш ребенок ведет себя так, а не иначе. Может быть, вы задержались в пути и ему давно пора спать, отсюда – всплеск эмоций, плач, истерика.

Поймите, стыдно ни вам, ни вашему малышу перед чужими тетями и дядями быть не должно, сейчас главное – дать понять крохе, что вы понимаете его состояние, а не оттолкнуть насильственными действиями и грозным тоном. Физическое наказание всегда пугает ребенка, а в присутствии чужих особенно, ведь вы встаете на их сторону, а не на его, и это страшно и несправедливо стократ.

Возьмите плачущего малыша на  руки, прижмите его к себе покрепче, говорите с ним терпеливо и ласково.

В идеале побыстрее добраться до дома, в привычную обстановку, чтобы разобраться в причинах истерики и успокоиться всем. Однако вы в любом случае должны выглядеть невозмутимо.

Ваше внешнее равновесие научит и ребенка справляться с собственными эмоциями, гневом, злостью, которые время от времени “накатывают” на любого из нас.

Физическое наказание вызывает в малыше тревогу, страх, чувство беспомощности, что впоследствии может привести к неконтролируемым приступам агрессии и депрессии.

Он начнет думать, что раз его бьют, и бьют самые близкие, родные люди, то он плохой, более того – хуже всех остальных детей (тем более что взрослые, как правило, так и заявляют: “Все дети как дети, а ты…”).

Низкая самооценка может остаться у такого ребенка на всю жизнь, таким образом, ваши шлепки нанесут удар навсегда…

Александра Прохорова

Источник: http://dom-nashej-mechty.ru/p139/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.