Логопедические упражнения. Буква р не проблема!

Содержание

Логопедические упражнения: основные шипящие и согласные звуки

Логопедические упражнения. Буква р не проблема!

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия.

К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми.

Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Логопедические упражнения

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Вам может быть интересно: Глюкофаж: правильный приём и противопоказания

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Вам может быть интересно: Лечебные свойства масла шиповника

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

И еще – не будь жадиной и поделись в социальных сетях!
Это лучшая благодарность для нас…

Источник: https://33devici.ru/logopedicheskie-uprazhneniya-dlya-detejj-i-vzroslykh.html

☀ Советы логопеда: как научить ☀ ребенка выговаривать букву р

Логопедические упражнения. Буква р не проблема!

Многие детки имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Есть определенные звуки, которые часто вызывают у малышей проблемы, особенно им сложно выговаривать букву «р». Это довольно сложный звук, который требует управление воздушными потоками.

Если в детстве не решить данную проблему, то она может перейти во взрослую жизнь. Конечно, от 2-летней крохи никто не ждет такого умения, но когда он достиг 5 лет, а нужного результата нет, то следует начинать определенные занятия, которые можно проводить дома.

В нашей статье мы расскажем о том, как ребёнка в домашних условиях научить произносить этот непростой звук.

Малыши часто имеют задержку с выговариванием буквы Р

Когда следует бить тревогу?

Если по достижении 4 лет ребенок не начинает рычать, то следует начинать определенные упражнения. Речевое расстройство обычно происходит в следующих случаях:

  • Чаще всего у девочек встречается плохо развитое дыхание, у них слабый выдох, у мальчиков, как правило, такие проблемы встречаются реже.
  • Нередко данный недостаток бывает в тех семьях, где кроха слышит неверное произношение.
  • Неправильный прикус у ребенка также является причиной не произношения звука.
  • Страдает произношение у ребёнка, имеющего короткую уздечку языка.

Если к 4 годам ребенок не выговаривает Р, надо начинать специальные занятия

Обычно дети над буквой «издеваются» следующим образом:

  • Не говорят букву полностью, данный вид встречается в тех словах, где буква находится в середине, например, «го…а», «га..аж».
  • Вместо нужной буквы малыш говорит следующие вариации: «ы», «й», «л», например, лот, колова, ыба.
  • Буква «Р» звучит несвойственно ей, либо с излишней вибрацией, либо грассируя. Особенно это характерно для ребенка – билингва.

Предварительная тренировка язычка

Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:

  • Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.

Игры -повторялки — хороший способ тренировок

  • Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения вверх-вниз.
  • Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов. Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
  • Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
  • Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.

Логопедические упражнения на букву Р

Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».

Упражнения на букву «Р»

Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.

Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение

Это необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно следил за правильностью выполнения тренировки.

Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:

  1. Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
  2. Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
  3. Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
  4. Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.

Выполнять упражнение на проблемный звук нужно только в хорошем настроении, хорошо поиграть с крохой в машинки, при этом заводя их: «ТР-Р-Р». Важным моментом будет раскатистое «Р». Можно порычать, как тигр, лев, соседский песик.

Тренировка звука в разговоре

После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».

Упражнения на выговаривание звука Р

Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.

Автоматизация – это довольно кропотливый процесс, который занимает длительное время. Сначала следует научить ребенка произносить букву в слогах, затем в словах, а позже в предложениях.

Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр».

А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше.

Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.

Когда можно переходить на скороговорки

После того, как малыш научился выговаривать букву в слогах и словах, можно будет подключать коротенькие чистоговорки, именно они помогут для дальнейшей автоматизации буквы. Однако их нужно подбирать в соответствии с той возрастной группой, в которой находится малыш. И это естественно, ведь упражнения, рассчитанные на 3-леток существенно отличаются от занятий для детей от 5 лет.

Скороговорки на звук Р

После того, как у ребёнка получилось произносить букву в чистоговорках, нужно научить ее выговаривать в стишках и песенках. Можно подобрать стишки, в которых максимально часто используется данная буква к какой-нибудь дате и выучить их с малышом.

Важным условием получения нужного результата является доброжелательный настрой. У ребёнка должно быть желание заниматься, он должен чувствовать удовольствие и поддержку от родителей.

дети обучение развитие ребёнка упражнения

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-vygovarivat-bukvu-r.html

Логопедические упражнения. Буква “р” – не проблема! – Белая Клиника

Логопедические упражнения. Буква р не проблема!

Еще вчера ваш кроха забавно агукал, умиляя окружающих своей улыбкой. А уже сегодня он ходит в детский сад, да и школа уже не за горами.

Возможно, он даже знает все, ну или почти все буквы, рассказывает стихи и вообще крайне смышленый ребенок. Но вас неотступно преследует мысль о том, что с ним что-то не так. Разумеется! Малыш не выговаривает букву «р».

И это в лучшем случае – в худшем у малыша вообще во рту может быть настоящая «каша»!

Что же делать родителям в подобной ситуации? Казалось бы, ответ очевиден – логопедические упражнения помогут решить проблему. И это правильно, но только отчасти. Не стоит торопить события и пытаться исправить данный дефект у детей младше пяти лет.

Логопеды объясняют – в том случае, если ребенок гармонично развивается, не имеет каких – либо проблем с артикуляционным аппаратом, то звук «р» в его речи появится только к пятилетнему возрасту. Этот звук – самый последний, который появляется у малыша.

Однако в некоторых случаях кроха не сможет выговорить букву «р» самостоятельно.

В этом случае обязательно покажите ребенка врачу – стоматологу – в половине всех подобных случаев причиной проблемы является укороченная подъязычная уздечка.

В этом случае проблема решается крайне просто – достаточно просто подрезать ее. Операция займет не больше десяти секунд, и уже к вечеру малыш начисто забудет про нее.

А вот во второй половине случаев для постановки буквы «р», скорее всего, ребенку понадобится помощь логопеда. Однако в большинстве случаев родители могут попробовать сделать это самостоятельно. Для этого вам понадобится совсем немного – свободное время, терпение и знание того, что именно нужно делать.

Подготовительные упражнения

Логопедические занятия с малышом – процесс достаточно длительный, поэтому не стоит ожидать, что ребенок начнет выговаривать букву «р» к концу первого же занятия. Прежде чем приступить непосредственно к постановке звука, нужно подготовить речевой аппарат и легкие. Для этого идеально подходят следующие упражнения:

Для того чтобы ребенок правильно выговаривал букву «р», необходимо научить его правильно выдыхать. Для этого попробуйте выполнить вместе с малышом подобное упражнение: попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть, словно задувая воображаемую свечу, заставляя при этом вибрировать губы.

Родителям стоит предварительно самим попрактиковаться, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку. Кстати говоря – некоторые логопеды советуют для облегчения ребенку задачи использовать настоящую свечу. Однако, разумеется, ни в коем случае недопустимо забывать о пожарной безопасности. Данное упражнение ребенок должен повторить не менее десяти раз.

Малыш должен полностью расслабить язычок и протиснуть его между зубками. Потом необходимо глубоко вдохнуть и с усилием выдыхать, проговаривая какую – либо гласную букву, заставляя язык вибрировать.

Сам язык и губы ребенка должны быть при этом полностью расслаблены. Для того чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, необходимо поднести ко рту ребенка ладонь – если все правильно, вы почувствуете резкий поток холодного воздуха.

Подобное упражнение необходимо около десяти раз подряд.

Не менее полезно и так называемое «цоканье» языком. Попросите ребенка озвучить походку лошадки – предварительно покажите ребенку, как это делать.

Язычок сначала должен всей поверхностью коснуться неба, а потом резко упасть вниз.

Для того чтобы это упражнение принесло ожидаемую пользу, необходимо следить за нижней челюстью ребенка – она должна быть расслабленной. Продолжаться это упражнение должно около одной минуты.

Попросите ребенка открыть рот таким образом, чтобы зазор между зубами был примерно два пальца. Попросите малыша поднять язычок и коснуться им неба – уздечка должна быть максимально напряжена. Язык необходимо удерживать в подобном положении так долго, как это возможно.

Артикуляционная гимнастика

После недели подготовительных упражнений можно приступать непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики. В арсенале логопедов есть очень большое количество самых разнообразных упражнений, однако мы расскажем лишь о самых действенных из них. Итак, логопедические упражнения – «буква р»:

Данное упражнение является одним из самых эффективных не только для буквы «р», но и для чистоты речи в целом. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начните счет на такт «раз – два».

На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик напряженного языка из одного уголка губ в другой. Нижняя челюсть малыша должна на протяжении всего времени выполнения упражнения оставаться неподвижной.

Продолжительность этого упражнения – около двух минут.

Исходная позиция для данного упражнения сходна с предыдущим – попросите кроху улыбнуться и открыть ротик. Далее покажите ребенку, как можно расслабленным языком провести по небу по направлению от зубов к горлу, словно кисточкой по бумаге. Нижняя челюсть ребенка должна быть неподвижной. Время выполнения данного упражнения – пять минут.

Попросите кроху улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Движения должны быть самыми разнообразными – и вверх – вниз, и круговые. Продолжительность упражнения должна быть около трех минут.

И снова попросите малыша приоткрыть рот. Ребенок должен напряженным кончиком языка по очереди коснуться каждого зубика из верхнего ряда, с внутренней стороны. Всего за одно занятие ребенок должен пересчитать свои зубки не менее десяти раз. Нижняя челюсть крохи должна все время оставаться неподвижной.

Попросите ребенка широко улыбнуться и открыть рот. Расслабленный язык необходимо зафиксировать на небе, после чего десять раз открыть и закрыть рот. После этого ребенок должен на пару минут полностью расслабить все мышцы лица.

Попросите малыша открыть рот. Не закрывая его, малыш должен четко и многократно произносить звук «д-д-д-д». Следите за тем, чтобы его язычок все время упирался в верхние зубки, а рот оставался открытым. Продолжительность этого упражнения – три минуты.

Исходное положение – все то же: открытый ротик. Кончик языка ребенок должен завести за верхние зубы, после чего произносить звук «зззз». Продолжительность упражнения – три минуты.

Произнесение звука «Р» в разговоре

После того, как ваш ребенок хорошо освоит все вышеописанные упражнения, можно переходить к следующему этапу – постановке произношения твердого звука «р». Для начала попросите ребенка проделать следующее:

Напряженный кончик языка необходимо прижать к небу, а края языка – к верхним коренным зубкам. После этого ребенок должен попробовать произнести букву «р». Если все получится, кончик языка должен завибрировать.
В том случае, если все будет сделано правильно, звук получится чистым и сильным. Если этого не произошло, начните все сначала.

Однако, несмотря на то, что ваш ребенок может по просьбе произнести звук «р», не спешите радоваться и считать, что дело сделано. Конечно же – это большой прорыв, однако далеко не все, а лишь половина.

Нужно автоматизировать верное произношение этого звука во время разговора ребенка. Но приступать к этому можно только после того, как ребенок научится без труда произносить «р» изолированно.

В противном случае все ваши усилия пойдут насмарку.

Автоматизация произношения звука «р» – весьма кропотливое занятие, которое может занять весьма продолжительное время. Сначала ребенку будет необходимо научиться произносить букву «р» в отдельных слогах, потом – в словах, и уж потом – в предложениях. И только после этого можно ожидать нормального произношения буквы «р» в спонтанной речи.

Для начала необходимо научить ребенка хорошо произносить букву «р» в составе слогов с согласными – например, пр.., ср… После того, как ребенок освоит это произношение, переходите к следующему этапу – произношению звука «р» в прямых слогах, например ра..па… И только после этого можно учить ребенка произносить звук «р» в конце слов.

После всех этих этапов начинается непосредственно автоматизация произношения буквы. В этой задаче вам помогут различные стихотворения, чистоговорки и скороговорки.

Они весьма эффективны для автоматизации произношения буквы «р», однако только при том условии, что они будут подобраны согласно возрастной категории.

И это вполне понятно – ведь логопедические упражнения для детей 3 лет будут в значительной степени отличаться от тех же упражнений, рассчитанных на детей более старшего возраста.

Напоследок хотелось бы еще раз повторить – не спешите и не торопите события. Вряд ли вам удастся справиться с поставленной задачей за две – три недели, или даже за месяц. В среднем постановка произношения звука «р» занимает около трех месяцев, хотя в некоторых случаях это может быть занять как большее, так и меньшее время.

Проявите достаточное терпение и ни в коем случае не ругайте ребенка в том случае, если что-то у него получается не с первого раза.

В том случае, если занятия будут происходить под напором и в напряженной атмосфере, их эффективность будет значительно ниже. Поэтому ребенок должен постоянно чувствовать поддержку родителей и заниматься с удовольствием.

И не забудьте потом показать ребенка логопеду! Логопедические упражнения. Буква “р” – не проблема!

Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.

Источник: http://www.whiteclinic.ru/pediatriya-detskie-bolezni/logopedicheskie-uprazhneniya-bukva-r-ne-problema

Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Логопедические упражнения. Буква р не проблема!

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р — одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» – иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа.

Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет – и способен разрешить специалист-логопед.

Мамы, папы, не волнуйтесь – современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько…

гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» – пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха.

НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования.

Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки – в том числе и звук Р – определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать.

Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.

Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному.

К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша.

И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда – огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р – это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» – таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки.

Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение.

И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» – то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении… Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае – либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Источник: http://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.