Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

Содержание

Активное развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка на 4-м месяце жизни запоминается родителям огромным количеством перемен. Малыши к этому возрасту в большинстве своем уже справились с коликами, их ЖКТ работает более стабильно, поэтому у них появляется больше времени для познания окружающего мира.

Физиологические показатели и рефлексы

На четвертом месяце жизни кроха по-прежнему активно прибавляет в весе, по большей мере из-за недостаточной пока двигательной активности. За один четвертый месяц чадо может набрать до 750 г веса, и это будет нормой. В среднем дети в этом возрасте весят от 6 до 7 кг, длина их тела колеблется в пределах 60-63 см.

Отдельно стоит отметить, что в этом возрасте пропадает целый ряд рефлексов, с которыми ребенок появился на свет:

  1. На основе рефлекса Робинсона у малыша формируется осознанное хватание – он пробует ухватить все, что видит впереди себя.
  2. Рефлекс Моро. Проявляется, если резко хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребенок. Новорожденный малыш в этот момент вскинет ручки в стороны, после чего сомкнет их на груди. На 4-м месяце жизни рефлекс практически перестанет проявляться.
  3. Рефлекс по Бауэру. Малыш пробует ползти в положении на животе, если под пятки ему подставить опору. На 4-м месяце жизни рефлекс угасает. Развитие его приведет к развитию навыка ползания уже к 5 месяцам.

Ближе к 5 месяцу жизни у малыша должны полностью исчезнуть:

  • рефлекс Таланта – когда кроха изгибается, если провести пальцем вдоль его позвоночника;
  • рефлекс Переза – когда кроха заливается криком и изгибается, если провести пальцем по остистым отросткам позвоночника.

Проверять наличие рефлексов самостоятельно не рекомендуется – это должен сделать врач. Наличие их в 4 месяца будет говорить о нарушениях неврологического характера.

Развитие органов у четырехмесячного ребенка

С 4-го по 6-й месяцы жизни развитие органов крохи происходит особенно активно. Ребенок выглядит более пропорционально, его голова уже не кажется слишком большой и в объеме практически сравнивается с грудной клеткой.

Ребенок в целом становится более гармоничным, его ручки и ножки крепнут и наконец-то выпрямляются в локтях и коленях.

Всего несколько месяцев потребуется крохе для того, чтобы окончательного окрепнуть и начать сидеть, ползать, стоять и ходить.

В этот же период активно начинают расти волосы, которые после рождения могут поменять не только свой цвет, но и структуру.

Например, если малыш родился светленьким с кудрявыми волосами, то на четвертом месяце жизни его шевелюра может стать темного цвета, а от кудрей не останется и следа.

Волосы изменяются на протяжении нескольких месяцев, во время которых также может поменяться и цвет глаз у ребенка.

Вместе с волосами активно начтут расти и ногти ребенка. Родители должны отслеживать момент, когда ногти достаточно отрастут для обрезки, чтобы уберечь малыша от микротравм.

На четвертом месяце у некоторых малышей происходит развитие первых зубов. Родителям нужно быть готовыми к капризам и недовольству ребенка – его можно отвлечь специальными кольцами-прорезывателями. Они будут массировать десна, уменьшая боли. Обильное слюноотделение станет главным доказательством того, что очень скоро кроха порадует близких первыми зубками.

В возрасте 4 месяцев малыш в основном познает мир на вкус и на ощупь. Он часто держит во рту пальчики или даже целый кулачок. Специалисты настаивают на том, чтобы родители пробовали отучать детей от вредной привычки начиная с самого раннего возраста, предотвращая таким образом формирование дефективного прикуса.

Двигательная активность четырехмесячного малыша

Развитие двигательной активности у деток в возрасте четырех месяцев происходит особенно ярко. Дети учатся новым движениям, делают первые неловкие попытки ползать, переворачиваться, сидеть на подушках и даже шагать, удерживая маму или папу за руки.

Естественно, что в 4 месяца сажать кроху без опоры пока рано. Его позвоночник еще не готов к такому испытанию.

Чтобы ускорить процесс укрепления спинки, можно заниматься с малышом простой гимнастикой, предлагая ему подниматься из положения лежа, держась за пальцы, с небольшой паузой в верхней точке.

Выполнение такого простого упражнения обязательно доставит радость и удовольствие ребенку, ускорит развитие позвоночника и мышц пресса.

Помочь крохе научиться переворачиваться на животик можно, подкладывая ему под бок пеленку или руку и слегка его раскачивая.

Забавно наблюдать за крохой в момент его игры с собственными ножками. В этом возрасте он их поднимает достаточно высоко, чтобы пальчики дотянулись до рта.

Четырехмесячный малыш уже пробует самостоятельно ползать, и это помогает ему преодолевать небольшие расстояния, добираясь до цели.

В положении лежа малыш приподнимается на локтях и делает попытку оттолкнуться ногами, правда, у подавляющего большинства деток получается ползти назад, а не вперед.

Движения ребенка в 4 месяца становятся более координированными, исчезает младенческое напряжение шеи, голова устойчиво держится и уже не заваливается в стороны. Кроха проявляет живой интерес к игрушкам и окружающим его предметам, старается дотянуться до них и потрогать.

Если предложить крохе погремушку, он обязательно ее возьмет и будет изучать, как тактильно, так и визуально. Интересная особенность в этом возрасте — выгибания в мостик от переизбытка чувств, причем как негативных, так и позитивных.

Игрушки, слух и зрение крохи в 4 месяца

Для четырехмесячного ребенка самая любимая игрушка — это собственное тело. Он с удовольствием забавляется с собственными пальчиками на руках и ногах, трогает уши, нос и губы.

Когда крохе что-то попадает в руки, он долго рассматривает предмет или игрушку со всех сторон, прежде чем ее попробовать.

Маленький исследователь знакомится со свойствами предметов, запоминает, какие они на ощупь или на вкус, теплые или холодные.

Кроха в этом возрасте уже замечает, что отдельные предметы то появляются, то исчезают из поля зрения. У него уже есть игрушки, которым он отдает предпочтение и которые может требовать от взрослых с особым рвением.

Развитие зрения также идет своим чередом. Если еще месяц назад ребенок был способен различать предметы на расстоянии не более 40 см, то к концу четвертого месяца он может различать предметы на расстоянии более чем трех метров от него. Малыш уже видит разницу между основными спектральными цветами, плавно переводит взгляд с одного предмета на другой.

Развитие слуха у младенца в этом возрасте также переходит на новый уровень. Кроха слышит практически так же хорошо, как и взрослый. Он реагирует на музыку, поворачивает голову на шум, на голоса близких, запоминает новые звуки, демонстрируя интерес.

В стремлении к общению

Четырехмесячный ребенок уже делает первые попытки вести диалог с окружающими.

Кроха запоминает произносимые в его присутствии звуки и пробует их повторять, получая удовольствие от звучания собственного голоса.

Особенно активным малыш становится при появлении родителей, которых встречает радостным гулением. Если не поддерживать «разговор» с чадом, он может обидеться и отреагировать криком.

На 4-м месяце жизни ребенку по-прежнему приносит удовольствие контакт с родителями, а особенно с мамой. Всем свои телом он показывает, как сильно хочет, чтобы его взяли на руки. Кроха с удовольствием наблюдает за движущимися объектами – как одушевленными, так и неодушевленными. Он уже способен запоминать лица близких и часто бывающих у него знакомых людей.

В 4 месяца развитие речевых навыков происходит особенно активно, потому родителям необходимо постоянно общаться с малышом. Общение в этом возрасте для крохи не просто удовольствие – это потребность, которую нельзя игнорировать.

Режим сна и стул в 4 месяца

На 4-м месяце малыш испражняется «по-большому» реже, чем несколько месяцев назад — в среднем 2-3 раза, а как только в его рацион питания вводят прикорм, это число сокращается вдвое.

Ребенок в дневное время меньше спит и больше бодрствует на радость родителям. В среднем кроха спит днем не более трех раз, а ночью спит не менее 10 часов.

Особенности психического развития малыша

Если еще месяц назад настроение ребенка во многом зависело от его удовлетворенности в физическом отношении, то на четвертом месяце кроха особенно живо интересуется окружающим миром.

Теперь действия карапуза подкреплены эмоциональным подтекстом. Ребенок учится выражать чувства и эмоции, которые становятся более разнообразными. Малыш уже испытывает не только чувства страха или голода.

Он уже может чувствовать досаду, радость, удовлетворение и даже разочарование.

Именно поэтому врачи рекомендуют расширять кругозор малыша четырехмесячного малыша: брать его с собой в гости, в путешествия, больше гулять.

Помните, что в этом возрасте ребенок – максималист: он воспринимает все либо в белом, либо в черном цвете, и середины для него существует. Если крохе больно, то об этом будут знать все, а если хорошо, он обязательно оповестит об этом окружающих счастливой улыбкой.

Но самое главное – запомните, что нормальное психическое развитие будет возможным только в случае поддержания между малышом и родителями крепкой эмоциональной связи.
Что умеет кроха в 4 месяца?

Если развитие ребенка происходит в нормальном темпе, то на 4-м месяце он уже умеет:

  • узнавать близких, выделяя их среди остальных людей;
  • узнавать и радостно реагировать на голоса близких людей;
  • переворачиваться на животик и обратно;
  • следить за тем, что происходит вокруг него;
  • поворачивать голову на звук;
  • петь протяжным голосом, произносить первые слоги;
  • брать предметы одной или двумя руками;
  • реагировать на свое имя;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • проявлять эмоции;
  • различать запахи и вкусы;
  • общаться;
  • реагировать на отражение в зеркале и пр.

Родители могут стимулировать развитие малыша, если будут соблюдать простые рекомендации:

  1. Больше гулять с крохой, особенно в теплое время года, знакомя его с окружающим миром, произнося ему новые слова и звуки.
  2. Делать ребенку несколько раз в день легкий массаж для физического развития.
  3. Соблюдать приятный ритуал кормления перед отходом ко сну.
  4. Больше играть с крохой, используя игрушки и предметы с разной поверхностью.
  5. Малыша нужно хвалить и поощрять, стимулируя его интерес ко всему окружающему.
  6. Делать зарядку с ребенком, поворачивая его в разные стороны.
  7. Играть с крохой игрушками, способными издавать звуки.

И самое главное — не переставайте общаться с малышом на 4-м месяце жизни, изменяя тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/aktivnoe-razvitie-rebenka-na-chetvertom-mesyatse-zhizni.html

Возраст 4 месяца — какое развитие у ребенка

Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

Что должен уметь младенец в 4 месяца? В большинстве случаев, у детей проявляются новые способности. Малыш вместо того, чтобы хватать всё подряд, начинает целенаправленно брать игрушку. Он знает, что с ним играют.

В своем возрасте малыш должен уметь переворачиваться со спины на животик, он уже опирается на предплечья, и высоко поднимает голову. А еще опирается на носочки, если его приподнимают. Другие элементы развития читайте далее.

Самые главные характеристики: вес, рост, прибавка в весе

Вес на 4-й месяц жизни составляет от 6 до 7 кг, рост – от 60 до 63 см, в своем весе набирает до 750 г.

Спит ребенок 16 часов в сутки — 10 из этих часов приходится на ночной сон, и 6 — на дневной. То есть, 3 раза по два часа ребеночек должен спать днем. Это всё примерно — и не критично, если показатели не совпадают.

Считается, что в этом возрасте ребенок съедает 1/6 массы своего тела, то есть это примерно от 180-210 г грудного молока или смеси за одно кормление.

Обратите внимание на развивающий коврик — для детей это схоже с захватывающим приключением

Кормление

Продолжайте кормить ребенка грудью, не вводите прикорм, докорм или водичку, если он хорошо прибавляет в весе.

Если вдруг малыш начинает существенно меньше прибавлять в весе, то это повод задуматься о том, как вы кормите, проанализировать процесс кормления, найти причины маленькой прибавки веса и устранить ее, но не переводить ребенка на смеси или начинать полностью кормить искусственно.

Если есть какие-то трудности с кормлением, предлагаем посмотреть видео о том, почему у кормящей мамы начинает уменьшаться молоко:

В 4 месяца у младенца достаточно четкий режим кормления. Вы знаете, когда он прикладывается в бодрствование, во время сна, вы кормите при пробуждении, и засыпании малыша.

Малыш в этом возрасте кормится вокруг снов. Во время бодрствования ему все интересно, он рассматривает окружающее пространство, интересуется игрушками.

Если он начинает прикусывать грудь деснами, вы должны быть как мама настороже, и обязательно отреагировать: вскрикнуть, отстранить ребенка от груди, показать, что такое поведение не приемлемо, и вы так с собой обращаться ему не разрешаете. Это первые элементы воспитания ребенка под грудью.

Развитие

  1. Ребенок захватывает и удерживает игрушку.
  2. Может долго лежать на животе, при этом достаточно высоко поднимается на локтях.
  3. Кто-то делает первые попытки ползать либо начинает активно переворачиваться.

В этом возрасте внимательно следите за малюткой: не оставляйте его на высоких поверхностях, даже на пеленальном столе.

Нельзя отворачиваться, чтобы отнести подгузник или дотянуться до крема. Всё должно быть под руками, очень удобно и безопасно для вашего малыша.

  1. У малыша появляются эмоции – обида, страх, радость и другие.
  2. Произносит свои первые слоги «ма, па», хоть это и не осознанно.
  3. Он реагирует на свое имя.

Узнает часть своих близких и родных, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят. Если приходят какие-то новые люди, малыш настораживается, ведет себя спокойно, или начинает плакать, стремиться к маме, папе, бабе, деду. Идет разграничение на «свои-чужие». Узнаёт своих родных по голосу.

Выделяет свои любимые игрушки или нелюбимые. С каким-то он проводит большую часть времени, а какие-то его вовсе не интересуют. Вы купили дорогую игрушку, и решили, что она ему 100% понравится, но карапуз на нее не посмотрит. Его может гвоздь в стене больше заинтересовать, чем крутая игрушка.

В этом возрасте идет активное осознание своего тела. Он начинает трогать и ощущать нос, живот, голову, смотреть на руки.

Мотивировать малютку к ползанью можно яркими игрушками, которые вы положите прямо перед ним

Что делать, чтоб малыш хорошо развивался в 4 месяца

Продолжайте исключительно грудное вскармливание. Кормите вокруг снов, чтоб он получал и грудное молоко, и на этом фоне гармонично развивался. Начинайте носить ребенка на бедре. В этом возрасте идет формирование тазобедренного сустава.

Можно уже выкладывать ребенка на развивающий коврик. Либо он лежит на спине и смотрит на дуги с висящими игрушками, либо это развивающий коврик, на котором ребенок лежит на животе, и на нем нашиты различные крючочки, бантики, ленточки, погремушки, шуршалки, пищалки. Это всё благоприятно скажется на развитии ребенка.

Как правильно носить кроху в этом возрасте смотрите видео:

Рекомендуем в этом возрасте начинать играть с ребенком в игры на осознание тела. В виде комарика, что он «летел-летел, и на животик сел». Либо вы просто поглаживаете ребенка и называете каждую часть тела. Вводите такие игры в свое общение с ребенком, чтобы это было на пользу малышу, и вы тоже могли немного отдохнуть и поиграть со своим крохой.

Есть месяцы которые запоминаются надолго, 4-й месяц именно такой. Почему? Расскажет молодая мама двоих детей:

Объясняйте и показывайте младенцу, чтобы вы не делали, куда бы вы ни шли, гулять, или в ванну. Рассказывайте всё. Доказано, что те дети, с которыми разговаривали в младенческом возрасте долго и много, всё объясняли и показывали – быстрее развиваются, чем те, с которыми родители не общались. Не стесняйтесь разговаривать.

Развивайте мелкую моторику. Давайте различные мешочки с крупами, тряпочки разные по фактуре. Всё что есть разное на ощупь по фактуре, температуре, по форме – давайте в ручки малышу.

Давайте малышам с 4 месяцев разглядывать книжки. В руки не давайте, так как он вряд ли будет держать книгу. Листайте из своих рук. Рассказывайте, какие там красивые зайчики нарисованы, мишки, лягушки и т.д. Кроха будет заинтересовано слушать.

Дети оживляются, когда видят яркие картинки в книге

Имитируйте звуки животных: киса говорит «мяу-мяу», собака говорит «гав-гав». Повторяйте за малышом те звуки, которые он произносит. Вводите новые звуки, которые он не говорит.

Рассказывайте малышам сказки, можете выдумать их сами, пойте песни, танцуйте с вашим малышом, читайте стихи. Ученые доказали, что детям, которым читали стихи в таком юном возрасте в будущем, когда подрастали, то у них не было проблем с запоминанием больших текстов.

Массаж остается по прежнему важным в этом возрасте. Вы можете нанять массажистов, или сами массажировать малыша. Сгибайте ручки, ножки, поглаживайте — стимулируйте любую физическую активность малыша. Переворачивайте его, если он этого еще не делает. Потихоньку учите ползать, если он этого не делает.

о том, как делать гимнастику с малюткой и упражнения в ванной:

Выводы

После четвертого месяца жизни, малыша ожидает время больших перемен особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Мама всегда радуется, когда кроха выдает что-то новое. Замечайте каждый успех вашего малютки, и тогда любые трудности будут ни по чем.

Рекомендуем прочитать статью о грудничковом плавании.

Источник: https://mypupsiki.com/vozrast-4-mesyaca-kakoe-razvitie-u-rebenka/

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(9 4,22 из 5)
Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные колики все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Новые умения и навыки

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Подробно о новых навыках и умениях малыша в 4 месяца

Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный.

Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета.

Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного.

Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра.

Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений.

Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации.

Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: по режиму или по требованию. В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном питании матери, ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов.

К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов.

Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

Как помогать малышу развиваться

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке.

К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали.

Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора.

Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам.

Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Источник: https://babymir.net/rebenok-v-4-mesyaca-kalendar-razvitiya/

Ребенок 4 месяца – физическое развитие, питание, режим дня

Гармоничное развитие ребенка в 4 месяца

Развитие четырехмесячного ребенка заметно отличается от первых трех месяцев. В четыре месяца ребенок изменяется внешне, его движения становятся более координированными и целенаправленными. Важно наблюдать за правильным развитием малыша, чтобы он рос здоровым и не имел отклонений.

____________________________

Рост и вес

Согласно данным всемирной организации здоровья, определены нижние и верхние границы метрических параметров четырехмесячных детей.

  • Вес девочек – 5,0 – 8,2 кг.
  • Вес мальчиков – 5,6 – 8,7 кг.
  • Рост девочек – 57,8 – 66,4 см.
  • Рост мальчиков – 59,7 – 68,0 см.
  • Окружность головы девочек – 38,1 – 43,1 см.
  • Окружность головы мальчиков – 39,2 – 44,0 см.

Начиная с четырех месяцев, изменения веса ребенка будут не такими ощутимыми, как ранее. До года рост в среднем будет увеличиваться на 2 – 3 сантиметра ежемесячно.

В четыре месяца, у малыша активно начинают расти ногти и волосики. Длинные ногти на руках и ногах следует регулярно срезать, чтобы предупредить травмы слизистых оболочек и нарушение целостности кожи ребенка.

Питание

Питание ребенка в 4 месяца остается таким же, как и в первые три, обычно оно по требованию.

  • Основная пища ребенка – материнское молоко, в котором он уже нуждается немного реже, чем раньше.
  • Прикладывание ребенка к груди в 4 месяца осуществляется, в основном, во время дневного и ночного сна, после пробуждения и перед засыпанием, что в среднем составляет 6 – 8 приемов (всего около литра молока).
  • Если материнского молока не хватает, прикорм вводится постепенно и в малых дозах, посоветовавшись предварительно с врачом.
  • Если ребенок прикусил в процессе кормления грудь деснами, стоит повести себя адекватно и вскрикнуть, что даст ему понять, что он и мама – это не одно и то же.
  • Некоторая особенность ребенка 4 месяцев в том, что при кормлении он не редко отвлекается и отворачивается от груди. В таком случае, необходимо немного подождать его, чтобы он понял, что с вами надежно.
  • Если молока не хватает и врач рекомендует вводить прикорм, можно начинать с 10 грамм безглютеновых каш (кукурузная, гречневая, рисовая) и овощных пюре. Вводить другой новый продукт необходимо не ранее, чем через 7 дней после первого. Постепенно довести количество прикорма до 50 грамм в сутки. Кашу можно разводить для ребенка с грудным молоком. В основном вводить прикорм рекомендуется с полугода, если материнского молока и смесей достаточно.

Начиная с четырех месяцев, ребенок начинает заинтересованно наблюдать за приемом пищи взрослых, смотрит на их руки, заглядывает в рот.

Режим дня

Спят дети в четыре месяца около 17 – 18 часов в сутки. Обычно ночной сон составляет 9 – 10 часов и 7 – 8 часов – три дневных сна. В этом месяце возможно родители впервые смогут проспать около шести часов без перерыва. Стоит вводить распорядок дня для ребенка и приучать его спать в определенные часы днем и засыпать не позднее 19 – 21 часа на ночь.

Если сон ребенка плохой, можно использовать следующие рекомендации:

  • Чтобы снять мышечное напряжение, перед сном искупать ребенка в теплой воде, после сделать легкий массаж.
  • Чтобы ребенок засыпал лучше, можно почитать ему на ночь или поставить тихую размеренную музыку.
  • Тревожный сон ребенка может говорить о шуме за стеной, неудобном белье, о его жалобах на температуру (холодно или жарко).

Гулять с ребенком 4 месяца, необходимо не менее 3 часов летом и двух зимой. Общеукрепляющий массаж делать малышу советуют утром и вечером.

Игры с четырехмесячных ребенком должны включать: мячики, мешочки, набитые разные материалом, большие и маленькие мягкие игрушки. Данные игры улучшают развитие мелкой моторики рук и тактильное восприятие.

Источник: http://mymom.ru/stati/deti-do-goda/rebenok-4-mesjaca-fizicheskoe-razvitie-p.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.